Евросоюз пытается закрыть торговые каналы с Россией
В ЕС предупредили: принцип No Russia в торговле должен неукоснительно соблюдаться. Реэкспорт санкционной продукции контрагентами из третьих стран недопустим. Наблюдатели и юристы усомнились в эффективности запретов. Обходной импорт налажен, и как его остановить — неясно.
Не надо торговать
В 12-м пакете санкций ЕС ввел правило: указывать в документах невозможность дальнейшей продажи (реэкспорта) товаров в Россию. Ранее это носило рекомендательный характер, теперь — обязательное условие. Экспортеры должны отказывать контрагентам, если те не готовы под этим подписаться.
В списке — летательные и космические аппараты и их части (группа 88 внешнеторговой номенклатуры), определенные авиационные товары из других групп (в том числе турбовинтовые и авиационные двигатели внутреннего сгорания, шины для воздушных судов, антенные отражатели, накладки тормозных колодок), авиационное топливо, боевое стрелковое оружие, товары двойного назначения и "продвинутые технологические товары, использующиеся в российских оружейных системах".
Экспортный контроль
Контроль экспорта — достаточно распространенная практика, отмечают специалисты.
Поэтому, с одной стороны, уже ставшие привычными для России схемы ввоза через третьи страны действительно усложнятся.
А как следить будут
С другой — все зависит от механизмов контроля. И здесь ситуация может сложиться не так, как рассчитывают в ЕС. Мало просто распорядиться: "Не торгуйте с Россией". Нужно еще и убедиться в выполнении приказа.
В обновленном санкционном списке (опубликован ЕС) основные поставщики на мировой рынок — США и Германия.
Очевидные сложности
На большие трудности с реализацией принципа "Без России" обращают внимание и в международной юридической компании Baker McKenzie.Например, новые контракты должны включать в себя "адекватные средства правовой защиты" для борьбы с обходом экспортных запретов. Предполагается, что, если условие нарушено, европейские поставщики могут разорвать контракт или потребовать неустойку.
На практике с контрагентом из третьей страны, не связанным санкциями ЕС, по этому пункту наверняка возникнут проблемы, указывают юристы.
Предложенная Еврокомиссией формулировка очень широка и требует от контрагента много усилий.
А правоприменение при отсутствии выстроенной системы контроля всегда под большим вопросом.
Друзья помогут
В качестве примера можно привести Малайзию, от сотрудничества с Россией не отказывавшуюся. Торговые войны между Вашингтоном и Пекином привели к значительному росту полупроводниковой промышленности в этой стране.
Да и схемы уже отработаны: удлиненные цепочки поставок, перепродажа через промежуточные компании.
Разумеется, издержки увеличатся, утаить крупные детали, узлы, агрегаты будет несколько труднее, чем раньше, уточняет Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований Президентской академии.
Тем не менее путь для реэкспорта по-прежнему найдется — через посредников, уверена Юлия Кузнецова, инвестиционный советник. Добавятся промежуточные контрагенты, грузы переоформят. В итоге без санкционных товаров не останутся ни Россия, ни Европа.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»